Первому заместителю
Председателя Правительства
Российской Федерации-
Министру финансов
Силуанову А.Г.
Открытое письмо аудиторов Сибири
в отношении законопроекта №273179-7
Уважаемый Антон Германович!
Государственная Дума рассматривает во 2-м чтении законопроект №273179-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который, предполагает внесение изменений в Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности». Аудиторы Сибирских регионов с надеждой включились в обсуждение назревших проблем в сфере аудита, как и договаривались с инициаторами законопроекта на встречах с представителями ЦБ РФ в Новосибирске, на общественных слушаниях в Москве, включились в разработку Концепции развития аудита на среднесрочную перспективу, поддержали многие новеллы в реформировании отрасли, приняли участие в обсуждении законопроекта, который, с учетом мнения аудиторов был принят в 1-м чтении в декабре 2017 года. В связи с регулярными ликвидациями то одной то другой СРО аудиторов нами были внесены также предложения по укреплению саморегулирования, установления конкретных критериев численности членов СРО аудиторов, которые бы не создавали напряженную ситуацию для рынка аудиторских услуг. Но инициаторы законопроекта, и Минфин России, и Банк России успокоили аудиторов, что этот вопрос не стоит на повестке дня. И он будет решен с учетом мнения аудиторов. Тем более, нормативно- правовые акты не позволяют решать вопросы саморегулирования искусственным путем.
Но сегодня, когда увидели какой обсуждается законопроект законодателями, без учета мнения профессиональной общественности, без учета мнения российской общественности, были не просто удивлены, были сильно возмущены! Регулятор нашей сферы деятельности преподносит нам новый подарок- включена норма о новом порядке формирования СРО аудиторов: присвоение статуса саморегулируемой организации аудиторов может быть осуществлено в случае объединения в ее составе в качестве членов аудиторских организаций, совокупная доля которых в общем объеме аудиторских услуг составляет более 50%.
Принятие такого порядка нарушает интересы представителей малого предпринимательства, вернее уничтожает малое предпринимательство в сфере аудита! Предлагаемые изменения явно ведут к монополизации рынка аудиторской деятельности, существенному ограничению конкуренции на рынке аудиторских услуг- в итоге БУДЕТ значительный рост цен на аудиторские услуги.
Доля 50 крупнейших по величине доходов аудиторских организаций составляет 66,3% от всех доходов аудиторских организаций (данные с сайта Минфина России). При этом доля т.н. «большой четверки» (4 крупнейшие аудиторские организации по доходам) составляет 45,9% от всех доходов аудиторских организаций.
Поскольку членство в саморегулируемой организации аудиторов является обязательным условием для осуществления аудиторской деятельности, а правила и требования к членству в СРО аудиторов во многом определяются самой саморегулируемой организацией, то сокращение количества саморегулируемых организаций аудиторов до единственной ведет к абсолютной без альтернативности для аудиторов и аудиторских организаций. Единственная организация, созданная искусственным регулированием количества саморегулируемых организаций аудиторов, не имеет стимулы для развития и совершенствования своей деятельности, защиты интересов своих членов.
Очевидно, что присвоение статуса СРО аудиторов в зависимости от концентрации доли на рынке аудиторских услуг формирует условия для дальнейшей монополизации российского аудиторского рынка компаниями «большой четверки» и не оставляет шанса для развития отечественного аудита и вывода его на конкурентоспособный уровень.
Таким образом, в неопределенных условиях «партнерских» отношений с западными странами, данный законопроект дает картбланш четырем международным сетевым аудиторским компаниям на получение легального доступа к бухгалтерскому учету, к коммерческой тайне большинства крупных отечественных организаций. В этих условиях сохранение национальной безопасности стоит под большим вопросом: секретные данные смогут беспрепятственно утекать в нужные руки.
Малые и средние организации будут поставлены в дискриминационные условия, поскольку будут находиться в зависимости от решений, принимаемых лидерами рынка, наделенными законными полномочиями принимать обязательные для всех участников рынка решения (в т.ч. повышения ежегодных членских взносов, оплаты за прохождение внешнего контроля качества, взносов в компенсационные фонды и т.д.).
Долгосрочными последствиями единственного СРО аудиторов может стать существенное сокращение аудиторов и аудиторских организаций, необоснованное повышение цен на аудиторские услуги, ухудшение качества аудиторских услуг вследствие уменьшения конкуренции. По оценкам экспертов в Сибири и на Дальнем Востоке останется не более 7-10 аудиторских фирм из 243, работающих на сегодняшний день.
Считаем наиболее приемлемым для сохранения конкуренции и соблюдения баланса интересов всех участников рынка применение количественного критерия членства в СРО аудиторов: объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее 26 процентов от общего количества аудиторских организаций либо объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее 25 организаций, совокупная доля которых в общем объеме рынка аудиторских услуг составляет не менее 26 процентов.
С уважением,
руководитель Сибирского ТО СРО ААС, председатель
комитета по конкурсным отборам аудиторов,
председатель комитета по аудиту и консалтингу
Новосибирской торгово- промышленной палаты Жуков С.П. и подписи аудиторов
|