Открытое письмо аудиторам и президенту >>>

Подписываем Коллективное обращение аудиторов к президенту России >>>

Июль 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Вторник, 25.07.2017, 16:31 Приветствую Вас Гость | Вход / Регистрация

Главная » Статьи » События

О рынке аудиторских услуг
Динамика развития современного рынка аудиторских услуг в России: чего добились? Чурин Е. А., генеральный директор компании "Инвест-аудит" (г. Пермь) Логическим продолжением последних экономических преобразований в современной России стала реформа российского аудита. Попытаемся разобраться в том, что это было? Завершение реформы, либо только лишь начало большого пути развития аудиторской деятельности по направлению к профессиональному саморегулированию? Рассмотрим ключевые изменения в системе регулирования аудиторского рынка, последние данные по деятельности саморегулируемых организаций аудиторов (далее – СРОА), динамику развития рынка аудиторских услуг, охарактеризуем основные проблемы современного этапа развития аудита. С 2009 г. вступил в силу новый закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (далее – Закон № 307-ФЗ), который, как известно, принципиально изменил подходы к регулированию аудиторской деятельности. Новые положения действуют уже третий год, и если 2009 год был переходным, то в полную силу этот закон заработал уже в 2010 году. В чем заключается основная концепция закона, его движущая сила? В первую очередь это, конечно же, отмена лицензирования, которая подразумевает замену государственного регулирования в лице Минфина России на регулирование самими профессионалами – СРОА. Государство давно взяло курс избавиться от избыточных функций, опираясь на опыт развитых экономических стран в сфере профессионального регулирования. Так, еще раньше оценочные услуги встали на путь саморегулирования, и уже есть определенный опыт саморегулирования в оценочной деятельности, как положительный, так и отрицательный. Также на саморегулирование перешла и строительная отрасль. То есть те сферы, которые достаточно сложны в профессиональном плане, в которых очень многое зависит от профессионализма конкретного специалиста, конкретного человека. В связи с введением Закона № 307-ФЗ изменился ряд принципиальных моментов. Остановимся на них подробнее. С развитием законодательства изменилось и само понятие «аудита» и «аудиторской деятельности». Эти понятия разграничились, к тому же само понятие «аудиторская деятельность» расширилось. Соответственно, изменились понятия сопутствующих и прочих аудиторских услуг. Серьезно изменилось и регулирующее аудит законодательство: кроме Закона № 307-ФЗ, аудиторскую деятельность теперь регулирует и закон о саморегулируемых организациях. Соответственно, понятия «аудиторская организация» и «аудитор» изменились в сторону обязательного членства в одной из СРОА. Требования к аудиторам и аудиторским организациям существенно расширились, и в ряде новых следует отметить следующие: обязательная доля уставного капитала, принадлежащая аудиторам, должна быть не менее 51 %; уплата членских взносов в СРОА и компенсационный фонд; безупречная деловая репутация; наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы. Для аудиторов также появились новые требования. Помимо обязательного членства в СРО, существуют требования по стажу работы именно в аудиторской организации. Новым законом отменено страхование аудиторской деятельности, но при этом очень много возлагается на стандартизацию аудиторской деятельности и Кодекс этики аудиторов. Есть некоторые изменения в механизме раскрытия аудиторской тайны, появились «послабления» по количеству аттестованных аудиторов в организации (сейчас численность аудиторов, работающих, причем по трудовым договорам, должна быть не менее 3-х, а не 5-ти, как было раньше). Что касается индивидуальных предпринимателей, то их снова ввели в правовое поле обязательного аудита, но здесь необходимо будет оценивать последующую практику, которая сложится исходя из работы индивидуальных аудиторов в области обязательного аудита. Смогут ли они оказывать услуги по обязательному аудиту общественно значимым компаниям - покажет время, а пока в действующем Законе № 307-ФЗ такой возможности им не предоставлено. Новые понятия введены в законодательство наряду с более серьезным отношением к контролю качества аудита. Каким же образом новые механизмы регулирования повлияли на аудиторский рынок? В каком разрезе положения нового закона повлияли на аудиторов, динамику рынка и пользователей аудиторских услуг? Попытаемся рассмотреть эти вопросы через данные о деятельности СРОА в России. Основной вывод состоит в том, что новый механизм регулирования, как отмечают все эксперты и участники рынка, только формируется. Существуют определенные задачи и проблемы, так как это принципиально новый и качественный «скачок» в развитии для российского аудита, а также, возможно, и экономической инфраструктуры. Рассмотрим текущее состояние российского аудита со стороны СРОА. Основные функции СРОА заключаются в следующем: ведение реестра членов СРОА; контроль качества членов СРОА; аттестация и повышение квалификации аудиторов. Безусловно, у СРОА существует своя специфика. В первую очередь, они должны осуществлять защиту своих членов, повышать интерес к профессии, качеству аудиторских услуг, чтобы общественная значимость аудита в экономике была ощутима и способствовала улучшению и прозрачности всей экономической информации. Закон № 307-ФЗ устанавливает следующие требования к СРОА: среди их членов - не менее 700 физических лиц и 500 коммерческих организаций; наличие утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СРОА и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов; обеспечение дополнительной имущественной ответственности членов СРОА путем формирования компенсационного фонда. Кто же соответствует этим требованиям, какие СРОА присутствуют на рынке аудита на сегодняшний день в России? В государственном реестре саморегулируемых организаций числится 6 СРОА: НП «Аудиторская палата России»; НП «Институт Профессиональных Аудиторов»; НП «Московская аудиторская палата»; НП «Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров»; НП «Российская Коллегия аудиторов»; НП «Аудиторская Ассоциация «Содружество». Рассмотрим показатели численности членов СРОА и проанализируем их динамику. Источники информации в данном случае – сами реестры, отчеты Минэкономразвития России и Минфина России. Всего в дореформенный период, по данным Минэкономразвития, было выдано 7,5 тыс. лицензий на осуществление аудиторской деятельности, из них 6,7 тыс. - аудиторским организациям, 0,8 тыс. - индивидуальным аудиторам. По состоянию на 01.01.2011г. общее количество аудиторских организаций в реестре составило чуть больше 5 тыс. (5168). Это говорит о том, что далеко не все аудиторские фирмы стали членами СРОА, и свя зано это не с тем, что саморегулируемые организации отказывали им в приеме ввиду несоответствия каким-либо требованиям, а с тем, что часть компаний просто не работала на рынке. Количество аудиторских фирм в СРОА Саморегулируемые организации аудиторов Количество аудиторских фирм
Аудиторская палата России 1139
Институт Профессиональных Аудиторов 313
Московская аудиторская палата 1108
Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров 1173
Российская Коллегия аудиторов 785
Аудиторская Ассоциация Содружество 724

Что касается аудиторов, то по некоторым данным в дореформенный период было выдано около 40 тыс. аттестатов (38,8 тыс.). После введения саморегулирования численность аудиторов сразу сократилась на треть и к концу 2010 г. составила 24 тыс. Все эксперты сходятся во мнении, что «чистка» рынка не произошла, а состоялась реальная корректировка деятельности аудиторов в России, выявлена их действительная численность. Что касается динамики вступления членов в СРОА, то в начале 2010 г. аудиторов было гораздо меньше в сравнении с показателями 2011 г. Т.е. многие аудиторские организации и аудиторы в 2009 г. заняли выжидательную позицию, некоторые из них надеялись, что отмены лицензирования не произойдет. Таким образом, в СРОА они начали вступать позже уже в течение 2010 г. Именно в этот период времени большой процент аудиторских организаций стали членами СРОА. По некоторым данным, сейчас показатель по аккредитованным в СРОА аудиторским организациям составил около 95 % от выданных до введения саморегулирования лицензий, а процент аудиторов, вступивших в СРО и попавших в реестр, оказался существенно ниже. Можно смело утверждать, что СРОА состоялись. Они сформировали свои реестры, но к реальной «чистке рядов» это пока не привело. Большая работа СРОА в 2010 г. – начале 2011 г. была сделана в плане организации деятельности самих СРОА и вступления в них новых членов. Соответственно, какие-то выводы об эффективности механизма саморегулирования делать пока рано. Тем более что не все члены СРОА прошли контроль качества, чтобы выявить реальное соответствие требованиям аудиторского законодательства. Проанализировав количественный и качественный состав СРОА, динамику вступления аудиторов в профессиональные объединения, рассмотрим развитие самого аудиторского бизнеса, которое произошло после введения Закона № 307-ФЗ. Основными материалами, позволяющими оценить состояние отрасли, являются исследования (рейтинги) авторитетного рейтингового агентства «Эксперт-РА», которое вот уже на протяжении 15 лет занимается исследованиями аудиторского рынка, используя отработанные методики. За 2010 г. динамика выручки изменилась всего лишь на 5 %. Для сравнения: в 2009 г. этот показатель составил только 2 %. На данный показатель, конечно же, оказала влияние не реформа российского аудита, а кризисные явления в экономике. Кризис повлиял на пользователей аудиторских услуг, резко сократив их финансовые возможности. Так как аудиторы опосредованы от своих клиентов, то им пришлось сокращать свои бюджеты и «гибче» формировать свою ценовую политику. Стоит отметить, что если в предыдущие годы динамика прироста выручки составляла от 20 % до 40 %, то с 2009 г. рост практически прекратился. В докризисные годы рост обуславливался как развитием самой профессии, так и ростом российской экономики и рядом других факторов. Соответственно, введение саморегулирования также не оказало существенного влияния на темпы развития аудиторского рынка. При этом все эксперты сходятся во мнении, что о стагнации говорить еще рано, у аудиторского рынка есть очень серьезный потенциал, но идет существенная перестройка основ профессии. При этом как «Эксперт-РА», так и аналитический центр «Эксперт-Урал» отмечают, что помимо кризисных явлений в экономике на аудиторский рынок, помимо «глобальных» факторов серьезное влияние оказали недобросовестная конкуренция и демпинг. Что касается ситуации на рынке Уральского региона, то до 2009 г. на нем также наблюдался бурный рост, а в 2010 г. прирост составил 15 %, что больше федерального уровня. При этом следует оговориться, что наибольший удельный вес как в федеральном, так и в уральском рейтинге составляют консалтинговые услуги (около 60 %). С каждым годом доля обязательного аудита сокращается. Для этого есть объективные причины, в том числе и определенные законодательные инициативы. Следующий показатель – совокупная выручка. По данным агентства «Эксперт РА» аудиторы за 2010 г. заработали 65 млрд. руб. Много это или мало? Ответить на этот вопрос сложно. С одной стороны рынок аудита характеризуется высокой степенью концентрации. Во-первых, 50 % выручки приходится на г. Москва и Санкт-Петербург, а на все остальные регионы – оставшиеся 50 %. Во-вторых, большая часть выручки приходится на первую десятку участников рейтинга, в т.ч. представителей иностранных аудиторских компаний, работающих в России. В-третьих, и в самих регионах есть серьезный разброс по концентрации рынка: существуют серьезные и крупные региональные компании, есть небольшие компании -«нишевики», которые работают на рынке и предоставляют достаточно качественные услуги. Рынок разнороден, и каждый в силу своей специфики оказывает те или иные сопутствующие аудиту услуги, услуги по консалтингу. Таблицы и графики динамики выручки На динамику выручки и динамику аудиторского бизнеса оказывает влияние достаточно много факторов, среди которых основополагающей является сформированная цена на аудиторские услуги. На последнюю, в свою очередь, влияют общеэкономические условия и конкурентные условия отрасли. Все эксперты сходятся во мнении, что именно проблема ценообразования, в первую очередь, и должна решаться саморегулируемыми организациями. Для объективного обзора отрасли, рассмотрим наиболее важные практические проблемы российского аудита на современном этапе его развития. Экономические показатели деятельности СРОА и отрасли отражают ряд важных проблем, возникшие не только от проведения реформы аудита, но и от условий рынка. Основные проблемы, стоящие перед аудиторами, кроются в сущности, как самой профессии, так и аудиторской услуги. В первую очередь, аудит относится к профессиональным услугам, которые имеют высокую общественную значимость, и имеют особую ответственность перед пользователями отчетности, перед рынком. Самая важная причина, которая связана с проблемами ценообразования и эффективностью саморегулирования, - это изменение роли аудита, его ценности. Что под этим понимается? Есть две разнонаправленные тенденции. Так, в течение ряда лет стоимость аудиторских услуг существенно не увеличивалась, но при этом объективно возрастали затраты аудиторов, в том числе связанные с вступлением в СРОА и сопутствующими ему взносами, контролем качества, современными технологиями, инфляцией, и др. Дело в том, что пользователи услуг не нацелены на увеличение платы за аудиторские услуги. Раньше стоимость аудита была очень высокой, и каждая консультация, каждое действие аудитора, каждое заключение имели большую ценность в силу того, что не были развиты информационные технологии, качество самой отчетности было низким, квалификация бухгалтерских кадров была невысокой, соответственно, привлекать профессиональных специалистов было просто необходимо. Сегодня ситуация изменилась: квалификация пользователей значительно выросла, бухгалтерская отчетность стала намного прозрачнее и проще ввиду повсеместной автоматизации бухгалтерского учета. Многие вопросы, которые необходимо решить, есть в открытом доступе, в информационных справочно-правовых системах. Также необходимо отметить, что в целом устоялось налоговое и бухгалтерское законодательство, которые влияют на качество составляемой бухгалтерской отчетности. Все эти факторы привели к уменьшению ценности аудита. Вторая тенденция связана с тем, что не все проблемы современного аудита близки пользователям аудиторских услуг. Не многие пользователи полагаются на мнение аудитора. В основном своем составе управляющие бизнесом уверены в отчетности, а другой категории пользователей – инвесторам - аудит необходим. Если управляющие знают, как обстоят дела на предприятии, и аудит им нужен «постольку поскольку», то инвесторам необходимо принимать правильные решения на основании грамотно заверенной информации. Но профессиональных инвесторов в России сегодня не так много. Существуют серьезные проблемы по демпингу. С чем они связаны? Некоторые эксперты утверждают, что важным фактором стал Федеральный закон № 94–ФЗ от 21.07.2005, регулирующий государственные закупки, при проведении которых очень ярко проявляется падение цен, влияющее на весь рынок. Безусловно, на стоимость аудита в сторону снижения повлияли и кризисные явления в экономике, когда клиенты оказались в тяжелом положении, и аудиторам пришлось очень гибко подходить к вопросу формирования цены. Не секрет, что были и такие аудиторы, которым пришлось «отбивать» затраты на вступление в СРОА, и они существенно снижали стоимость аудиторских услуг с целью недобросовестного завоевания клиентов. Все это привело к существенному снижению уровня цен. Следующая проблема, которая волнует аудиторов, это, прежде всего, эффективность работы самих СРОА. Все аудиторы ждут от своих СРОА определенной защиты, какой-то информации, лоббирования интересов, но этого не происходит. Во многом это связано с тем, что СРОА находятся еще в стадии формирования и проработке механизмов регулирования. В первую очередь, всем СРОА необходимо наладить взаимодействие между собой, чтобы был единый подход к контролю качества, стандартизации. Такие попытки уже есть, что нашло отражение в деятельности Национального совета по аудиторской деятельности, формирование которого началось не так давно. Очень много вопросов возникает к СРОА по поводу аттестации аудиторов, в том числе по работе единой аттестационной комиссии. Серьезные вопросы есть и к системе контроля качества аудиторской деятельности. По мнению некоторых государственных органов, которые курируют аудиторскую деятельность, у СРОА низкий уровень надзора за своими членами, формален и недостаточен контроль качества их услуг. (В частности, эта проблема затронута в докладе Минэкономразвития России по саморегулируемым организациям.) Если взглянуть на цифры, то контроль качества проходят в год не более 10 % членов СРОА. Важно отметить организацию регулирования самих СРО со стороны государства. Так как сейчас есть единый орган, регулирующий как национальную политику в области аудита, так и контроль за СРОА в лице Министерства финансов, то в условиях совмещения данных функций сложно говорить об эффективности системы саморегулирования. Есть попытки передать функции контроля за СРОА Росфиннадзору. Тогда Минфин России будет разрабатывать лишь направления развития аудита, а контролировать СРОА будет уже другой государственный орган. В настоящее время, когда фактически отрасль все еще существенно зависит от госрегулятора, саморегулирование - пока лишь pro forma. Много проблем возникает и у самих аудиторов. К ним относятся демпинг, законодательные новации по увеличению порогов обязательного аудита (Федеральный закон от 28.12.2010 № 400-ФЗ). Участники рынка неоднозначно восприняли данные поправки в Закон № 307-ФЗ. Закономерно то, что если крупные компании пострадали не так сильно, то небольшие аудиторские компании потеряли существенную часть своих клиентов. Вопросы увеличения критериев и, наряду с ним, ответственности за непроведение аудита требуют серьезной проработки. При этом в экономике России есть много отраслей, в которых можно было бы осуществлять серьезный финансовый контроль с помощью аудита. Среди таких отраслей – область личных накоплений, ЖКХ, контроль различных сделок, операций по кредитованию, где аудиторы в том или ином виде могли бы подтверждать информацию. Волнуют аудиторов и вопросы переаттестации. Реформа аудита, в том числе направлена и на общемировые тенденции, мы движемся к единому аттестату, исходя из практики развитых экономических стран. Но аудиторское сообщество негативно оценивает данные новации. Рассмотрев проблемы аудита, можно констатировать, что во многом их решение сводится к эффективности деятельности СРОА. Если выбран путь саморегулирования, то и решать проблемы нужно самим профессионалам. В итоговой части охарактеризуем современное состояние рынка аудиторских услуг, а также возможные тенденции его дальнейшего развития. Прошло примерно 1,5 года с момента реальной отмены лицензирования и введения механизма саморегулирования, и все это происходит на фоне изменения значимости аудита, при этом серьезное влияние на рынок оказали кризисные явления в мировой экономике и ранее накопленные проблемы. Аудиторское сообщество понимает, что основной выход – это активные действия как СРОА, так и всех членов для повышения общественной значимости профессии, развития системы качества предоставляемых услуг. Все помнят о громких скандалах, оказавших влияние на рынок ( Enron и др.), когда аудиторы предоставляли не соответствующие действительности заключения. Чтобы не допустить этого в масштабе России, государству, аудиторам, СРОА и бизнесу необходимо сформировать понятные, обоснованные и эффективные механизмы регулирования аудиторского рынка.
Категория: События | Добавил: Людмила (14.08.2011)
Просмотров: 3478 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1  
Все в зоне комфорта...О чем это автор?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2008

Rambler's Top100 Яндекс цитирования