Ряд разделов рекомендаций существенно отличается от прошлогодних, изменилась также структура рекомендаций в целом.
Минфин составил очередные рекомендации по проведению аудита – в этот раз, применительно к отчетности за 2018 год.
В части применимых стандартов аудита новые рекомендации почти не отличаются от прошлогодних. Одно из небольших отличий – среди не введенных в РФ пересмотренных МСА, которыми в определенных случаях надо руководствоваться, появился ISA 250 (пересмотренный) "Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности" (в дополнение к тому списку, который уже был).
Убран абзац о том, что при проведении аудита консолидированной отчетности целесообразно руководствоваться также рекомендациями САД от 26 марта 2013 года, а также исчезла оговорка о неприменимости ФСАД.
В остальном текст рекомендаций существенно изменен. Введены новые разделы – указано, на какие аспекты каких МСА надо обратить особое внимание, рассмотрен вопрос внутреннего контроля качества (впрочем, сам по себе раздел был и в позапрошлогодних рекомендациях, но его содержимое изменилось до неузнаваемости).
В разделе о рассмотрении рисков "отмывания" к необходимости делать это теперь "прикручен" только МСА 315 (пересмотренный) и под другим соусом (в прошлых методичках в этой связи упоминался также МСА 250). Минфин также посоветовал использовать инструкции по оценке рисков, направленные ноябрьским письмом Росфинмониторинга № 56, а также результаты национальной оценки рисков, разработанные в конце прошлого года САД.
Отдельно выведены инструкции по уведомлению РФМ о подозрительных операциях клиентов – это аудиторы должны делать начиная с мая 2018 года. Напомним, соответствующие поправки в антиотмывочный закон 115-ФЗ были внесены законом от 23.04.2018 N 112-ФЗ, а разъяснения о новой обязанности Минфин давал еще в апреле.
Подкорректирована также концовка "антикоррупционного" раздела рекомендаций.
Совершенно не изменился раздел о составлении АЗ, но при этом исчез раздел "Ключевые вопросы аудита в аудиторском заключении".
В "отдельных вопросах" составления бухотчетности внимание в этом году уделено:
определению состава показателей отчетности
процентам по займам на реконструкцию, модернизацию ОС
отражению величины обесценения НМА
признанию дебиторки сомнительной
увеличению оценочного обязательства при росте его приведенной стоимости
признанию выручки от оказания услуг
выручке в случае получения компенсации из бюджета в связи с государственным регулированием тарифов
пересчету в рубли стоимости активов и обязательств, используемых для ведения деятельности за пределами РФ
раскрытию данных о доходах и расходах некоммерческой организации
досрочному применению правил ФСБУ (первый из них – по аренде – для частного сектора, напомним, уже принят https://www.audit-it.ru/news/account/974632.html )
раскрытию информации о применении ФСБУ с учетом МСФО
формированию учетной политики дочерними обществами
Также традиционно присуствуют разделы об "отдельных вопросах" по кредитным организациям и по НФО (рекомендации содержатся в приложении к письму Минфина от 21 января 2019 г. N 07-04-09/2654).