Беплатный приём граждан по вопросам жилищно-коммунальной сферы. >>>

По результатам участия в Декаде пожилых людей >>>

Декабрь 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Пятница, 27.12.2024, 03:16 Приветствую Вас Гость | Вход / Регистрация

Главная » 2017 » Май » 26 » Открытое письмо аудиторам и президенту
Открытое письмо аудиторам и президенту
16:27

Здравствуйте, аудиторы и президент России!

Отрадно читать призывы и боль руководства аудиторских СРО – рассылку в связи с предложениями Банка России (БР) выступить с законодательной инициативой в закон №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» - в очередной раз реформировать аудит в надежде понравиться инициативностью президенту и получить полномочия регулятора аудиторской деятельности... Не бойтесь, БР не обладает правом законодательной инициативы, хотя с его возможностями… Правда, взывать к аудиторам уже почти не к кому, но будем считать, что в аудите остались те, кто несмотря ни на что…остается аудитором России!

Ранним летом 2016 – в одном из диспутов о бездействии, ведущему к разрушению отечественного аудита в России, было высказано отчаяние – хотите уничтожить, так не мучайте, передайте нас Центробанку - он быстро «справится» - расчистит поле для иностранных аудиторов и их заказчиков. И вот оно свершилось – презентация от БР с аналогичным предложением – взять регулирование аудита в свои надежные банковские руки. Тут даже конкурирующие доселе СРО объединились, показав насколько угроза серьезная (уничтожение гарантировано) – сегодня промолчать – себя и Родину предать!

  • Теперь, главное, не «утомить» бесконечными рассуждениями и не позволить «втихую» оставить все как есть… Ознакомившись с презентацией БР, отмечаем существенные различия в оценке состояния аудита в России, доведенные до руководства страны и СРО по результатам проверки Контрольного управления при Президенте России и в поручении Президента от 19.12.2015 №Пр2629 «О повышении роли аудита…» с задачей по обеспечению конкурентоспособности отечественных аудиторов. Но времени на сравнение докладов указанных ведомств и кропотливый анализ у нас уже нет.

Руководствуясь своим более 20-летним практическим опытом, переходим сразу к предложениям по ключевым направлениям, пусть некоторые, возможно, уже озвучены коллегами и руководством СРО, а некоторые могут вызвать споры и/или удивление.

1. О смене регулятора. Предлагаем отказаться от регулятора в лице какого-либо органа государственной власти. И действующий регулятор Минфин, так и предлагаемый себя в регуляторы БР являются аудируемыми (проверяемыми). Нарушается принцип независимости аудитора. Не знать или не видеть закладываемое противоречие (нарушение принципа независимости) может дилетант, либо злоумышленник - нарегулируют…жди беды!

При этом не исключаем для дискуссии вариант регулятора - Счетную палату России.

2. Об организации аудита. Нынешний регулятор ничего кроме клонирования западного опыта не представляет – за честность спасибо! Но Запад – это Запад. А у нас - Россия. Предлагаем воспользоваться сложившимся опытом нотариальной деятельности в современной России. 26 апреля 2016 года нотариат России отметил 150-летний юбилей – в этот день император Александр Второй подписал «Положение о нотариальной части». Эта юбилейная дата еще раз подчеркнула созвучность великих государственных реформ девятнадцатого века современному этапу развития России. У нотариусов и аудиторов очень схожи цели, задачи, принципы и требовании к профессии – только нотариус заверяет одну подпись, сделку или документ, а мы аудиторы заверяем целую отчетность – итог финансово-хозяйственной деятельности организации за весь год! Мы тоже хотим, чтоб аудит в России отметил свой 150-летний юбилей! Однако, с 2009 года аудит то трясет, то он пребывает в стадии саморазрушения. На примере российского нотариата видно, что для крепости, долговечности система должна быть правильно организована и стабильна, а не постоянно реформируема (без «крайнего» за прежние реформы).

Сегодня в систему органов нотариата входят:

1.нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе;

2. нотариусы, занимающиеся частной практикой;

3. должностные лица, наделенные правом совершения нотариальных действий;

4.нотариальные палаты (в каждом субъекте РФ);

5.федеральная нотариальная палата.

 

Предлагаем применить аналогичную организацию в аудиторской деятельности:

П.1 аудиторы СП РФ, КСП регионов, КСП МСУ (т.е. государственные аудиторы)

П.2 аудиторы, занимающиеся частной практикой (то есть, ныне входящие в СРО)

По п.3 принять решение по результатам дополнительного обсуждения/ рассмотрения.

П.4 аудиторская палата будет являться юридическим лицом, некоммерческой организацией, основаной на добровольном членстве аудиторов, занимающихся частной практикой или желающих получить патент (лицензию) на право заниматься аудиторской деятельностью. Имущество АП не облагается налогом на имущество. Устав регистрируется в порядке для общественных объединений.

В Классификаторе организационно-правовых форм сегодня нет аудиторской палаты. Потребуется внести дополнения в ОКОПФ (есть коды 2 06 09 – Адвокатские палаты, 2 06 10 – Нотариальные палаты, 2 06 11 – Торгово-промышленные палаты. Надо добавить 2 06.21 - Аудиторские палаты).

П.5 Учредить федеральную аудиторскую палату – или применять одно СРО. Одна из основных функций - ведет Реестр аудиторов, занимающихся частной практикой.

Надо ли включать в этот Реестр аудиторов из КСП - вопрос дискуссионный, предлагается отложить решение на 1 год. Для подготовки и взаимодействия создать рабочую группу.

Отраслевой закон «Основы законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 №4462-1.

Предлагаем закон «Об аудиторской деятельности» сохранить как отраслевой закон с внесением изменений.

Реестр нотариусов ведет федеральный орган юстиции, в порядке, им установленном. Сведения (кроме ограничения по ФЗ) носят открытый характер и размещаются на официальном сайте.

Ведение реестра аудиторов предлагаем за Министерством финансов РФ исключить, обязать СРО аудиторов (или Федеральную аудиторскую палату, варианты уже не так важны).

3. Об изменении цели аудиторской деятельности. Предлагаем отказаться от цели извлечения прибыли, как одного из основополагающих противоречий, препятствующих развитию сегодня аудиторской деятельности в России. Аудит в действующем законе объявлен коммерческой деятельностью. При этом, список обязательных требований настолько велик, что аудитор сам обязан отказаться от договора… Это невидаль для коммерции! То есть – это уже не предпринимательство! Например, нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли (статья 1. Нотариат в Российской Федерации). Однако сокращения нотариальных услуг и/или численности персонала и его вознаграждения не наблюдается, а только рост! В закон об аудиторской деятельности надлежит внести соответствующее изменение цели аудита.

4. О цене аудиторских услуг. Предлагаем тарифы (как у нотариусов) вместо конкурсов для выбора аудитора. Обосновано заявляем, что конкурсы разрушают аудит (на конкурс заявляется 4-11 участников, договор получает – 1, а что остальным делать? Затраты на подготовку несем, а доходов нет – убытки повсеместное явление, перекрываются прочими и сопутствующими услугами). Представить себе выбор нотариуса по конкурсу – очевидный абсурд для каждого здравомыслящего. Однако в похожей ситуации оказался российский аудитор – денег нет, но держится, кто не «умер», стал «сильнее». В жестких условиях непрекращающихся реформ наши аудиторские фирмы наработали новые технологии и приемы аудиторских проверок - во многом эффективнее (продуктивнее и результативнее), что очень ценится клиентом малого и среднего уровня, так как позволяет качественно провести аудит при скромной оплате за договор. Пора наработки обнародовать , закрепить и распространить применение.

5. О СРО. Предлагаем сохранить институт СРО в качестве федеральной аудиторской палаты с обязательным членством аудиторов. Изменить назначение – от услужения Минфину (ведет реестр СРО) к защите интересов и прав аудиторов и аудируемых (досудебное разбирательство), методологической, страховой (компенсационной) помощи и повышению квалификации в целях обеспечения конкурентоспособности отечественного аудита во исполнение поручения Президента №Пр2629 от 19.12.2015.

В целях стабильности предлагаем применить 5-ти летний план заказов на обязательный аудит на уровне СРО – пусть «без пожара» осуществляет надзор за соблюдением требования прохождения обязательного аудита.

6. О заказчиках и тарифах. Дополнить . Заказчиком предлагаем сделать собственника или его представителя, иное уполномоченное лицо, но за счет аудируемого лица).Дополнить субъектами для обязательного аудита некоммерческие организации с целевыми взносами от 3 млн. руб.и/или валютой баланса свыше 30 млн. руб. Это понизит число претензий и судебных тяжб и разбирательств . Обязательный аудит – проводить по тарифу (аналогично тарифу нотариуса ), с корректировкой коэффициентом на особые условия (объем работ и др.). Инициативный аудит - тарифы рекомендательно, или (договорная цена).

7. Об аудиторе. Аттестат аудитора выдается пожизненно равносильно диплому (аттестату) об образовании. За несоблюдение условий ежегодного повышения квалификации аудитор может быть исключен из СРО (федеральной аудиторской палаты) с правом на восстановление в Реестр.

Положительная сдача экзамена в аккредитованном СРО учебном учреждении, соблюдение морально-этических норм профессионального поведения, принятие присяги служения Отечеству – минимально необходимый набор требований к кандидату на получение аттестата аудитора (выдает аттестат СРО и включает в Реестр).

Вопреки предложениям БР не хотим быть без вины виноватыми и с этим навязанным чувством вины слепо следовать указаниям извне страны (чужого центра) под видом внедрения международных стандартов -МСФО, МСА…Требуем восстановить применение национальных стандартов, оставив практику добровольного применения стандартов международных (единичные случаи, а также МСФО обязательно в банках, с 01.01.2017 только МСА на всей России).

Вопросы обмена опытом, взаимодействия по разработке общих подходов и документов – не возражаем, с учетом приоритета в соблюдении интересов России.

Но отказаться от национальных правил (стандартов) во время применения к России международных санкций – это, мягко сказать, не понятно … Неужели государственный курс на импортозамещение так и не коснется аудита? Так и будут 46% доходов за аудиторские услуги в России концентрироваться у 0,1% международных аудиторских компаний (международных сетей)?

Надеемся, что наши предложения будут восприняты и применены. Никто кроме нас.

С уважением, Матросова Л. П. и Ко mlp-auditor@mail.ru 8-923-115-7148

Категория: анонс | Просмотров: 8325 | Добавил: defaultNick5495 | Теги: аудит, президенту, открытое письмо аудитора
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2008

Rambler's Top100 Яндекс цитирования