Президенту Российской Федерации
Путину В.В.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Мы, аудиторы и представители аудиторских организаций, как непосредственные участники рынка аудиторских услуг в России, считаем важным и необходимым проинформировать Вас о состоянии рынка аудиторских услуг и озвученных представителями органов, осуществляющих регулирование аудиторской деятельности, планах и реформах в аудиторской деятельности, которые, по нашей оценке, приведут к необратимым негативным последствиям для рынка аудиторских услуг в Российской Федерации.
19 декабря 2015 года Вами было дано поручение Правительству РФ о принятии мер в целях повышения роли института аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в общенациональной системе финансового контроля и уровня востребованности его результатов (№ Пр-2629 от 19.12.2015г.). Согласно данному поручению было необходимо:
1. Предусмотреть в отраслевых стратегических и программных документах изменения, предполагающие:
- определение приоритетных направлений дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации;
- создание механизмов рыночного контроля аудиторской деятельности;
- формирование условий, обеспечивающих конкурентоспособность отечественных аудиторов, в том числе на международных рынках аудиторских услуг.
2. Создание информационного ресурса результатов обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях применения содержащихся в нем сведений для повышения эффективности регулирования и контроля субъектов экономической деятельности, а также определения порядка его использования
3. Организация учета аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях его использования Федеральной службой финансово-бюджетного надзора при планировании и осуществлении контрольной деятельности
4. Совершенствование конкурсных процедур отбора аудиторских организации путем внедрения эффективных антидемпинговых механизмов, в том числе сокращения доли стоимостных критериев заявок участников конкурса и определение типовых нестоимостных критериев, а также порядка их оценки
5. Повышение ответственности аудитора за результаты проверки
Поручение основано на анализе законодательной базы в области аудита и понимании существующих проблем рынка аудиторских услуг, поэтому было положительно оценено с надеждой на позитивные изменения в аудиторской деятельности. Часть предусмотренных поручением мер была реализована, однако, сегодня Центральным банком РФ предлагаются меры, которые, по нашему мнению, повлекут прекращение функционирования российского рынка аудиторских услуг.
Безусловно, на рынке аудиторских услуг существуют проблемы, которые препятствуют развитию рынка и требуют принятия мер для их решения:
- Низкий уровень востребованности аудиторских услуг: существование обязательного аудита вне связи с реальными потребностями пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности; отсутствие заинтересованности в результатах обязательного аудита со стороны государства; отсутствие значимой ответственности за уклонение от проведения обязательного аудита; общая недооценка субъектами экономической деятельности ценности аудиторских услуг.
- Кадровая проблема в аудите: по данным Минфина РФ за период с 31.12.11г. до сегодняшнего дня количество аудиторов в РФ снизилось с 26,8 до 19,3 тыс. чел.[1] Численность профессиональных аудиторов продолжает снижаться, в том числе по возрастному критерию и отсутствию притока молодых кадров.
- Низкая конкурентоспособность отечественных аудиторов, недостаточность финансовых, материальных ресурсов. По итогам работы за 2015 год 41,1% аудиторских организаций имели выручку менее 1,5 млн. руб.
- Монополизация рынка аудиторских услуг: 0,1% аудиторских организаций в общем количестве аудиторских организаций имеет долю 46% в общем объеме оказанных услуг.
- Невысокая эффективность применяемых мер по результатам внешнего контроля качества аудиторских услуг, отсутствие механизмов борьбы с недобросовестной конкуренцией, демпингом.
Перечисленные недостатки аудиторского рынка влияют на качество аудиторских услуг – основную по значимости проблему аудиторского рынка, а низкое качество аудиторских услуг, в свою очередь, оказывает влияние на качество бухгалтерской (финансовой) отчетности, ставит под угрозу интересы широкого круга пользователей отчетности, в том числе и государства.
Однако, по нашему мнению, предложения по реформе аудиторского рынка, инициированные Банком России не только не смогут решить существующих проблем, но и создадут новые.
Хотим обратить Ваше внимание на необоснованность передачи функций по регулированию и надзору за аудиторской деятельностью Центральному Банку РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» годовая финансовая отчетность Банка подлежит обязательному аудиту, Банк России является собственником организаций, подлежащих обязательному аудиту (ПАО «Сбербанк России», ПАО «Московская биржа ММВБ-РТС» и др.), кроме того Банк России осуществляет надзор за деятельность кредитных организаций и банковских групп, финансовая отчетность которых так же подлежит обязательному аудиту.
При указанных выше обстоятельствах, в случае осуществления Центральным банком РФ надзорных функций по отношению к аудиторам, будет нарушен основополагающий принцип независимости аудита.
Банк России считает, что Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» содержит неоправданно широкий спектр организаций, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту и предлагает сократить перечень субъектов, подлежащих обязательному аудиту, в том числе исключив из закона пункт об обязательном аудите организаций с объемом выручки более 400 миллионов рублей или размером активов более 60 миллионов рублей.
Организации, финансовые показатели которых выше указанных минимальных значений, в общем количестве проведенных в 2015 году аудитов составили 49,7%. Отмена обязательного аудита организаций с определенным объемом выручки или размером активов приведет не только к угрожающему сокращению аудиторского рынка, но и к тому, что многократно увеличатся риски представления недостоверной отчетности широким кругом хозяйствующих субъектов, снизится эффективность правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, противодействия коррупции.
Если государство заинтересовано в достоверной финансовой отчетности, обязанность проведения обязательного аудита должна быть установлена в отношении отчетности, качеством которой могут быть затронуты права и законные интересы пользователей отчетности, в том числе и государства, стратегически важных для государства предприятий и сфер деятельности.
По нашему мнению, с указанной выше точки зрения, основания проведения обязательного аудита, перечисленные в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» целесообразно пересмотреть, как и основания проведения обязательного аудита, предусмотренные другими законами, но не для сокращения оснований проведения обязательного аудита, а для максимально эффективного использования независимого аудита как инструмента финансового контроля в общественных интересах и в интересах национальной экономики.
Банк России предлагает внести поправки в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», в соответствии с которыми, без изменения требования к численности сотрудников аудиторской организации (не менее трех аудиторов), устанавливает, что сотрудники-аудиторы должны быть работниками аудиторской организации по основному месту работу.
Согласно предлагаемому Банком России измененному перечню организаций, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» указанные выше аудиторские организации будут иметь право проводить аудит только в случаях обязательного аудита, установленных иными федеральными законами.
Для аудита организаций, поднадзорных Банку России, проводящих аудит общественно значимых хозяйствующих субъектов, ЦБ РФ предлагает увеличить требование к штату аудиторских компаний: он должен включать не менее 12 аудиторов по основному месту работы и не менее трех, которые соответствовали бы предложениям ЦБ РФ о том, каким требованиям должен соответствовать руководитель обязательного аудита.
Согласно основным показателям рынка аудиторских услуг в России Минфина РФ типичная аудиторская организация имеет в штате четырех аудиторов, включая работников по совместительству. Устанавливая указанные выше требования Центральный банк нарушит Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», создав для подавляющего большинства участников российского аудиторского рынка дискриминационные условия.
Если данные требования будут приняты, то возможность проведения аудита общественно значимых хозяйствующих субъектов останется только у крупнейших аудиторских организаций, входящих в международные аудиторские сети.
Так же Центральный банк предлагает провести реформу саморегулируемых организаций аудиторов.
Требованием к саморегулируемой организации в поправках Банка России в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» является объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов коммерческих организаций, совокупная доля на рынке аудиторских услуг которых, определенная в порядке, установленном Банком России, составляет не менее 26 %, при этом аудиторы – физические лица, так же являющиеся членами саморегулируемых организаций аудиторов, никаким образом не учитываются.
Как мы отмечали выше, для рынка аудиторских услуг в России характерна высокая монополизация. Указанное требование к саморегулируемой организации аудиторов позволит монополистам аудиторского рынка – крупнейшим аудиторским организациям создать саморегулируемую организацию аудиторов, тем самым усугубив монополию.
Так же Банк России запрещает членам саморегулируемой организации аудиторов входить в состав специализированного органа, осуществляющего контроль качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов, нарушая тем самым принципы саморегулирования в противоречие Федеральному закону от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
Отметим, что институт саморегулирования аудиторской деятельности начал свою историю в 2009 году, со вступившим в силу Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. По нашему мнению, в самом законе изначально заложено противоречие, в соответствии с которым саморегулируемые организации аудиторов должны соответствовать установленным в числовых показателях требованиям к составу членов – аудиторов и аудиторских организаций и одновременно осуществлять внешний контроль качества работы своих членов, а также, применять меры дисциплинарного воздействия, в том числе и исключение из членов саморегулируемой организации аудиторов. Данное противоречие усугубилось принятием закона Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ в соответствии с которым некоммерческая организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов при условии объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 10 000 физических лиц или не менее 2 000 коммерческих организаций.
Так же следует отметить, что саморегулируемые организации аудиторов находятся в зависимом положении от уполномоченного федерального органа, осуществляющего регулирование аудиторской деятельности - Минфина РФ, который ведет реестр саморегулируемых организаций аудиторов и осуществляет контроль их деятельности.
Основные функции, предусмотренные Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ, саморегулируемые организации аудиторов выполняют, но все возможности института саморегулирования в аудиторской деятельности не реализованы.
По нашему мнению, перечисленные выше планируемые реформы рынка аудиторских услуг, содержащиеся в проекте изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», направлены на существенное сокращение и монополизацию аудиторского рынка: как на сокращение числа клиентов аудиторов – аудируемых лиц, так и на сокращения числа аудиторов и аудиторских организаций за счет повышения численных требований к участникам рынка.
Предложения Центрального Банка не поддерживают приоритетных направлений дальнейшего развития аудиторской деятельности, содержащихся в проекте Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации одобренном Советом по аудиторской деятельности 23 июня 2016 г., противоречат законодательству в области саморегулирования, защиты конкуренции, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, противодействия коррупции.
Считаем, что реформы рынка аудиторских услуг должны быть основаны на приоритете национальных интересов, принципах защиты профессиональных интересов аудиторов и поддержки малого предпринимательства. В результате реформ должны быть максимально сохранены действующие организационные структуры и положительный опыт. Предлагаемые Банком России меры приведут к разрушению аудиторского рынка, однако, по нашему мнению, данными мерами не могут быть решены проблемы качества аудиторских услуг.
Отметим, что в действующем законодательстве об аудиторской деятельности предусмотрены меры, способные обеспечить качество аудиторских услуг, которые не реализуются в полном объеме. Например, Банк России отмечает наличие большого числа аудиторских организаций, осуществляющих подготовку и подписание аудиторского заключения без проведения аудита, высказывает неудовлетворенность качеством проведения аудита банков. Однако, предусмотренные законом возможности обратиться с иском в суд о признании аудиторского заключения заведомо ложным, либо с жалобой на качество проведенного аудита в саморегулируемую организацию аудиторов, заинтересованными лицами не используются в полном объеме. Соответственно, выплат из компенсационных фондов, сформированных саморегулируемыми организациями аудиторов для обеспечения дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами, за все время деятельности саморегулируемых организаций аудиторов не было.
Поэтому, выступая против мер по реформированию рынка аудиторских услуг, предлагаемых Центральным банком, считаем необходимым продолжить работу, основные задачи которой изложены в Вашем поручении Правительству РФ от 19.12.2015г. Пр-2629.
Считаем, что проблемы рынка аудиторских услуг напрямую зависят от востребованности аудита. По своим целям, предназначению и функциям обязательный аудит проводится в общественных интересах. Поэтому, состояние рынка аудиторских услуг в большой степени зависит от государственной политики в области обязательного аудита.
В качестве мер по оптимизации рынка аудиторских услуг предлагаем следующее:
- проанализировать и актуализировать перечень оснований проведения обязательного аудита в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» и других законах, исходя из потребностей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности и общественных интересов;
- обеспечить на государственном уровне контроль результатов обязательного аудита;
- обеспечить эффективность механизма ответственности хозяйствующих субъектов за уклонение от проведения обязательного аудита;
- обеспечить информационную открытость обязательного аудита, как путем раскрытия информации о результатах обязательного аудита организациями, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, так и раскрытия информации о своей деятельности субъектами аудиторской деятельности, проводящими обязательный аудит.
Саморегулирование аудиторской деятельности является перспективным механизмом регулирования отрасли. В саморегулируемых организациях аудиторов создана организационная структура, в том числе и в регионах России, система внешнего контроля качества, организовано взаимодействие с органами государственной власти и пользователями аудиторских услуг. Считаем, что все возможности саморегулирования не были реализованы, поэтому предлагаем:
- пересмотреть требования к численному составу членов саморегулируемых организаций аудиторов;
- обеспечить независимость саморегулируемых организаций аудиторов от уполномоченного государственного органа, осуществляющего регулирование аудиторской деятельности.
В действующем законодательстве об аудиторской деятельности предусмотрены меры, способные обеспечить качество аудиторских услуг, поэтому предлагаем принять меры для обеспечения их реализации:
- установить механизм реализации ответственности за выдачу заведомо ложного аудиторского заключения;
- саморегулируемым организациям аудиторов во внешнем контроле качества аудиторской деятельности реализовывать риск-ориентированный подход;
- саморегулируемым организациям аудиторов по результатам внешнем контроля качества аудиторской деятельности применять персональную дисциплинарную ответственность аудиторов-физических лиц, являющихся сотрудниками аудиторских организаций, за качество проведенного аудиторскими организациями аудита.
С уважением,
|