Уважаемые члены СРО ААС!
На прошедшем 26 мая 2017 года Съезде СРО ААС делегаты и участники обсудили разработанные Банком России предложения по изменению законодательства об аудиторской деятельности.
По итогам обсуждения была принята Резолюция, в которой аудиторское сообщество выражает свою позицию в отношении предлагаемых реформ системы регулирования аудита в России, отмечает негативные последствия для аудиторского рынка и экономики в целом в случае принятия указанных поправок, а также вносит предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства.
РЕЗОЛЮЦИЯ Съезда Саморегулируемой организации аудиторов Ассоциации «Содружество» (г. Москва, 26 мая 2017 г.)
Растущая глобализация экономики обуславливает потребности пользователей в прозрачной достоверной финансовой информации.
Без надлежащего качества финансовой информации бизнес может утратить доверие инвесторов. Аудиторскому сообществу отведена ключевая роль в данных процессах.
Объективная реальность сегодняшнего дня: на фоне общего экономического спада аудиторский рынок в Российской Федерации также переживает кризис.
В условиях снижения востребованности аудиторских услуг и отсутствия доверия к результатам аудита со стороны внешних пользователей сегодня как никогда остро встает проблема ценового демпинга в деятельности определённой части недобросовестных аудиторских организаций и связанного с этим предоставления услуг ненадлежащего качества.
В то же время нельзя не отметить очевидную недооценку независимого аудита как эффективного инструмента общенациональной системы финансового контроля с точки зрения защиты общественных интересов.
При определении концепции и направлений реформирования аудита нельзя не принимать во внимание уже достигнутые за 25-летнюю историю профессии в современной России определённые результаты в сфере организации и обеспечения контроля качества, обучения, повышения квалификации, разработки методологии, применения дисциплинарной ответственности в отношении недобросовестных участников рынка.
Эти результаты могли бы быть намного выше, если бы не очевидное обстоятельство. Саморегулируемым организациям аудиторов, для которых законодательством с 01 января 2017 года установлены явно завышенные и ничем не обоснованные требования к минимальной численности членов, не имели возможности без риска утраты своего статуса обеспечить эффективную работу по устранению с аудиторского рынка недобросовестных участников.
В создавшихся условиях принятое Правительством РФ решение о реформировании аудиторской деятельности породило некоторые надежды на то, что аудиторская деятельность может получить давно ожидаемый шанс для своего развития.
Однако, объективная оценка подготовленных Банком России предложений по внесению изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» позволяет сделать выводы о том, что такие кардинальные перемены не только не будут в должной мере способствовать дальнейшему развитию аудиторской профессии на основе соблюдения принципов объективности, независимости, профессиональной компетентности, но фактически приведут к глобальной монополизации рынка со всеми негативными последствиями для конкуренции, развитию аудиторского рынка и будущего профессии аудитора.
Следует признать, что положенные в основу законопроекта предложения идут вразрез с мировыми тенденциями развития аудита и направлены на решение некоторых узковедомственных задач.
Считаем, что предложения по изменению законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность, должны быть направлены на достижение целей и решение задач, поставленных Поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 19.12.2015г. № Пр-2629:
- повышение роли института аудита бухгалтерской отчётности в общенациональной системе финансового контроля;
- создание эффективных механизмов рыночного контроля аудиторской деятельности;
- формирование условий, обеспечивающих конкурентоспособность отечественных аудиторов, в том числе на международных рынках аудиторских услуг.
Проведение реформы в целях искусственного укрупнения аудиторского рынка, установление невыполнимых для большей части аудиторского сообщества требований к допуску на рынок, с одновременным тотальным экономически необоснованным сокращением перечня субъектов обязательного аудита, препятствует реализации указанных в Поручении Президента целей и задач.
Банк России предполагает исключить из перечня организаций, подлежащих обязательному аудиту, не только средний бизнес, обеспечивающий значительное количество рабочих мест, значительный объём поступлений в бюджет и имеющий большое количество контрагентов, но и крупнейшие организации, обеспечивающие жизнедеятельность целых регионов, крупнейшие бюджетообразующие предприятия и предприятия, от которых зависит экономическая безопасность и обороноспособность нашей страны.
Предложения Банка России не аргументированы и не подкреплены никакими расчётами, в том числе и с точки зрения оценки последствий для рынка аудита в случае их принятия.
Между тем, анализ объективных данных о состоянии аудита за последние годы показывает, что для российского аудиторского рынка принятие вышеуказанных предложений станет самой настоящей катастрофой. Количество аудируемых лиц сократится более чем в 10 раз, а количество самих субъектов аудиторской деятельности снизится более чем на 95%. При этом, региональный сектор аудиторского рынка может быть полностью исключен.
Следует отметить, что предложения Банка России противоречат сложившейся международной практике. В большинстве стран хозяйствующие субъекты, превысившие установленный порог выручки, в том числе и средний бизнес, являются объектом проведения независимого аудита.
Кроме того, данные предложения могут окончательно закрепить монопольное положение на рынке крупнейших аудиторско-консалтинговых компаний «большой четверки», что также противоречит складывающейся в ведущих странах с рыночной экономикой политике законодательного ограничения их монопольного влияния.
Необходимо также учитывать, что хозяйствующие субъекты, обязательность аудита которых исключают предложения Банка России, являются основной группой заёмщиков кредитных организаций, что, в свою очередь, создает риски для самих банков и их вкладчиков.
Зачастую только добросовестный аудитор может удержать аудируемое лицо от соблазна «улучшить» свои финансовые результаты для получения кредита или принятии кредитной организацией решения о его пролонгации. Исключение данной категории организаций из перечня подлежащих обязательному аудиту может существенно снизить качество кредитного портфеля кредитной организации, качество её активов, что будет способствовать усугублению проблем на банковском рынке.
Исходя из вышеизложенного, считаем необходимым:
1) Сохранить критерий превышения объема выручки и суммы активов бухгалтерского баланса подлежащих обязательному аудиту организаций, установив их на уровне соответственно 800 млн. рублей и 120 млн. рублей.
Критерий обязательного аудита по превышению объема выручки и суммы активов баланса является важнейшим условием не только сохранения и развития аудиторского рынка в Российской Федерации в общепризнанном понимании, но и возможностью обеспечить получение и анализ объективных данных о состоянии экономики в целях формирования бюджетов всех уровней и планирования дальнейших реформ в финансовой сфере.
Данная мера позволит решить задачи по исключению из числа аудируемых лиц организаций, чья бухгалтерская отчётность объективно не востребована на уровне внешнего пользователя и будет способствовать выведению с рынка основной массы недобросовестных аудиторских организаций.
2) Сохранить требование по проведению обязательного аудита непубличными акционерными обществами.
Данный критерий является базовым в перечне критериев обязательного аудита во многих странах мира.
Вместе с тем, учитывая наличие определенного количества акционерных обществ, чей масштаб и вид деятельности вызывает исключительный интерес только у их акционеров, исходя из международного опыта, представляется целесообразным законодательно установить возможность освобождения от обязанности проведения обязательного аудита те акционерные общества, акционеры которых примут единогласное решение о непроведении обязательного аудита.
3) Сохранить обязательность аудита для некоммерческих организаций (фондов), учреждённых гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующих социальные, благотворительные, культурные образовательные или иные общественно полезные цели.
4) При осуществлении деятельности по проведению обязательного аудита установить минимальную численность аудиторов в штате аудиторской организации по основному месту работы в количестве трёх человек. Минимальную численность аудиторов в штате по основному месту работы при аудите ОЗХС определить расчётным путём, исходя их необходимости обеспечения качества аудита и требований законодательства, предъявляемых к аудиторской организации.
5) Заменить критерий включения СРО аудиторов в реестр СРО с абсолютных показателей численности членов на относительные показатели численности членов, то есть установить требования о наличии членов, превышающих установленную долю в общей численности субъектов аудиторской деятельности, что позволит СРО проводить более жесткий контроль своих членов, без угрозы утраты своего статуса.
Реализация требования об объединении в составе в СРО аудиторов в качестве ее членов коммерческих организаций, совокупная доля на рынке аудиторских услуг которых составляет не менее 26 процентов, может создать ситуацию, когда средние и малые аудиторские компании полностью будут вынуждены уйти с рынка.
Принятие принципиальных решений по вышеуказанным ключевым вопросам позволит не допустить необратимого уничтожения института независимого аудита, заложит фундамент для проведения разумного реформирования законодательства и системы регулирования аудиторского рынка в целях создания условий для дальнейшего развития и повышения престижа профессии аудитора в России на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции и обеспечения качества аудиторских услуг.
Предлагаем членам СРО ААС принять активное участие в общественном обсуждении предложенных Банком России изменений (с предложениями Банка России по можно ознакомиться по ссылке http://www.auditor-sro.org/pc/novosti/minfin_predlozheniya_banka_ros/) и высказать свое мнение по предлагаемым поправкам путем подготовки и направления обращений в государственные федеральные, региональные и местные законодательные и исполнительные органы власти, общественные организации, средства массовой информации в целях недопущения внесения изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» без учета мнения представителей профессии.
Пресс-служба СРО ААС